Склейка HDR панорам

Появление цифровых камер открыло новые горизонты для получения высококачественных снимков. С каждым днём в этот процесс вовлекается всё больше и больше людей. Однако, помимо простоты процесса от нажатия на кнопку спуска до получения отпечатка, цифровая камера даёт принципиально новые возможности. Одна из них – это склейка HDR-изображений, другая – сшивка панорамных снимков. В данной статье я хочу рассказать о моём опыте использования композиции из обеих упомянутых технологий.

pano_small

Оговорюсь сразу – данная статья не претендует на профессиональное руководство к получению подобных изображений. Я знаю, что найдутся люди, которые скажут, что результат получился неудовлетворительным, так как нужно было использовать специальную панорамную штативную голову, а все манипуляции кропотливо производить в программе Adobe Photoshop. В моём случае все кадры были получены без использования штатива, склейка 3-х кадров в один HDR велась в программе Photomatix, а сшивка их в панораму – в программе Autopano Pro. Я остался очень доволен результатами и хотел бы поделиться своим опытом создания такой панорамы, а также предостеречь Вас от некоторых ошибок.

Для начала необходимо получить исходный материал. В этот день мы поднялись на гору Dent de Jaman (высота 1875 м., Швейцария, недалеко от города Montreux, http://en.wikipedia.org/wiki/Dent_de_Jaman). В качестве оборудования у меня с собой была камера Pentax K10D и объектив Tamron 17-50/2.8. К сожалению, штатив остался дома.

800px-sumspic_dent_de_jaman

Мы поднялись на гору вечером, около 18:30. С вершины открывался потрясающий вид на заходящее над озером солнце. Мне захотелось сфотографировать панораму, но перепад яркости в кадре был очень велик. Я решил каждый кадр фотографировать 3 раза с эксповилкой +/- 1 ступень и потом сшивать его в HDR-изображение. Следующие пункты очень важны для получения правильных «заготовок», не забудьте про них. Необходимо:

  1. Установить минимальную чувствительность (в моём случае – ISO 100);
  2. Установить баланс белого вручную (или по какой-то из предустановок, главное – не автомат!). Лучше всего, конечно, переключиться в формат RAW (основные преимущества – сможете подправить экспозицию и баланс белого);
  3. Сделать экспозамер по самому важному кадру. Желательно для этого в кадре померить яркость нескольких участков в режиме точечного замера, затем усреднить показания;
  4. Зафиксировать экспопару, лучше – переключившись в режим «М».

Дальнейшие указания содержат скорее рекомендательный характер, хотя, я настоятельно советую их придерживаться:

  1. Используйте нормальное фокусное расстояние объектива – ЭФР 50 мм. Можно ставить и более широкоугольную оптику, но не стоит особенно с ней усердствовать – она даёт бОльшие искажения.
  2. Поставьте камеру вертикально на штатив, предварительно настроив штатив так, чтобы плоскость вращения его головы была горизонтальна. В данном случае я пренебрёг этими правилами – снимки были горизонтальные, а камера не была установлена на штатив, только потом я понял, что это неправильно.
  3. Установите камеру в режим брекетинга – +/-1 или +/- 2 ступени.

Теперь сделайте необходимое число кадров (не забывайте, что каждый должен быть снят по 3 раза – с нормальной экспозицией, с передержкой и недодержкой). Кадры должны достаточно сильно накладываться друг на друга (желательно на 20-30% с каждой стороны). У меня получилось 27 кадров (9 раз по 3).

imgp46951 imgp46952
imgp46953 imgp4696
imgp46961 imgp46962

На этих изображениях хорошо видны пылинки на матрице. Если есть возможность, уберите их заранее (однако, если Вы обрабатываете каждую фотографию на компьютере, как в данном случае, это не создаёт особенных проблем).

Когда заготовки для панорамы будут готовы, Вы вернётесь домой, отдохнёте и решите превратить их в конечный продукт. Теперь необходимо будет решить, какую из двух последовательностей действий выбрать:

  1. Склеить 3 различных панорамы из 9 изображений – с нормальной экспозицией, с передержкой и недодержкой, затем сшить из них одну HDR-панораму.
  2. Склеить каждые 3 изображения в HDR и затем из них собрать панораму.

Наверное, если совершать все действия в программе Photoshop, то не важно, какой из способов выбрать (по некоторым соображениям первый предпочтительнее). Однако, при использовании программ Autopano Pro и Photomatix необходимо выбирать второй путь (почему – Вы узнаете позже, хотя, я пробовал и тот, и другой).
Работа в программе Photomatix была описана в интернете достаточно подробно, остановлюсь лишь на ключевых моментах. Необходимо переписать все изображения для обработки в отдельную папку, запустить программу, выбрать меню Automate -> Batch processing, в левом верхнем меню оставить только галочку Generate HDR images, выбрать папку-источник и нажать кнопку Run. По завершении работы программы Вы получите набор изображений с расширением *.hdr в папке Photomatix results.
Затем загружаем полученные HDR-изображения в программу Autopano Pro и создаём из них панораму со стандартными настройками (работа с этой программой настолько проста и удобна, что я считаю нецелесообразным описывать подробно этот процесс; единственное – приготовьтесь к тому, что rendering панорамы из 9 изображений HDR занимает длительное время). Сохраняем панораму в том же формате *.hdr, открываем её в Photomatix и проводим Tone mapping по вкусу.

После сохранения полученного файла (лучше в формате *.tif) можно открыть его в Photoshop, замазать следы пыли, подкорректировать уровни и цвета.
Я получил панораму размером 20233*2475 пикселей. Конечно, для печати или для отображения на мониторе её лучше обрезать под формат 1:3.

Теперь пару слов о том, почему нельзя было сделать 3 панорамы, а затем сшить их в HDR. Дело в том, что  Autopano pro выбирает положение снимков, слегка поворачивает их, исправляет перспективные искажения (если необходимо). Программа делает всё это очень аккуратно и незаметно для глаза, однако, 3 склееных панорамы будут слегка отличаться друг от друга (так работает алгоритм). При попытке сшить их в HDR Вы увидите двоящиеся (точнее, троящиеся) деревья, облака и прочие объекты.

Процесс, описанный мной в данной статье, повторить несложно, надеюсь, что результаты приятно Вас удивят!

Автор: Михайлов Андрей

При перепечатке активная ссылка на http://photo-rent.ru обязательна!

Start Slide Show with PicLens Lite PicLens
  • Принимаем заказы на свадебную фотосъемку

    12 Май

    Мы принимаем заказы на свадебную фотосъемку, выездные фотосессии (в том числе пленер), предметную фотосъемку с выездом к заказчику со всем необходимым оборудованием. В летний период помещение фотостудии Julia закрыто, в аренду не сдается. Вся информация по тел. 8 (926) 395-97-07

    Помещение закрыто

    5 Апр

    Помещение фотостудии закрыто. Мы принимаем заказы на выездные фотосессии и предметную фотосъемку.

    Новогодние скидки!

    15 Дек

    Внимание! Не пропустите! Оригинальные новогодние подарки!
    С 4 по 10 января мы предоставляем скидки 20% на фотосессию. Предложение дейcтвует при оплате до 30 декабря 2009 года включительно. При оформлении заявки Вы получаете оригинальный подарочный сертификат.

    Свадебный фотограф

    23 Ноя

    Ваши свадебные фото стоит доверить профессиональному фотографу, ведь свадебная фотосъемка имеет свою ни с чем не сравнимую специфику.

  • Категории

  • 01_valentina художественный портрет 9050 9155